~Ундина~
 (450 x 338 , 25Kb)Май 1936 год. Экспедиция Московского географического общества. Озеро Сары-Челек. Трое ученых, двое рабочих и проводник узбек Олимжон Касымов сидели у костра и пили чай с сухими лепешками.
В свет костра вступил древний старик, опирающийся на суковатую, но отполированную временем палку из арчи. Старика пригласили сесть рядом и налили ему горячего чаю. Завязался разговор. Аксакал Уйчи был хранителем древнего озера. Много лет уже никто не посещал его. Он был явно рад людям. Профессор Ипатов - руководитель экспедиции стал подробно расспрашивать аксакала об озере, его истории, местности вокруг. Олимжон Касымов переводил разговор. Хранитель охотно отвечал на все вопросы. Вокруг озера в густых зарослях на склонах гор много дичи: горные козлы, куропатки, медведи. В ручьях, впадающих в озеро с ледников рыбу - маринку можно ловить руками, она совершенно не пуганая. Люди уже давно не живут на берегах Сары-Челека. Только старик-хранитель, последний в своем роду, продолжает нести вахту и исполнять древние обряды. Все заинтересовались, о каких обрядах идет речь? И зачем они здесь, где нет людей? Тут аксакал и рассказал о "страшной рыбе Хо".

Почти сто поколений назад на этом месте была большая и плодородная долина. Однажды со стороны Поднебесных гор в нее пришли золотые люди в одежде из рыбьей чешуи. Они построили большой город "Сай Хо" на берегу, протекающей по долине полноводной реки, и много-много лет жили в тишине и покое. Они поклонялись Богу "Хо", у которого была рыбья голова и тело человека. Бог жил в мраморном водоеме Храма "Большой воды". Через своих служителей - золотых жрецов он научил окрестные племена земледелию, скотоводству и многому другому. Раз в сто лет умирал один золотой жрец, и остальные проводили священный обряд Бога-рыбы "Хо". К водоему Храма приводили самую красивую девушку долины, она наклонялась к воде, из которой медленно выплывал Бог. Он целовал девушку в губы. Через положенный срок она рожала ребенка с золотой кожей, который и становился новым жрецом Бога "Хо". Долгое время ветры потрясений обходили высокогорную долину стороной. Но однажды завоеватели нашли проходы и ворвались в заповедный город. Большое войско государства хамраев быстро одолело защитников "Сай Хо" и принялось грабить его. В живых остался только один жрец, который прибежал в Храм и стал просить Бога о помощи. Бог- рыба "Хо" выплыл из глубины, и долгий вибрирующий звук огласил всю долину. От этого звука задрожали скалы, и рухнула перемычка, загораживающая пути горной воде, потоки которой быстро затопили долину. Так образовалось озеро Сары - Челек, где по преданиям до сих пор живет Бог-рыба "Хо" - закончил свой рассказ аксакал.

Была уже глубокая ночь, когда после ухода старика все укладывались спать. Только молодая ассистентка профессора Ипатова, Лиза горестно вздохнула: - грустная история . Утром Лиза встала раньше всех и пошла умываться к озеру. Намылив глаза, она наклонилась к воде, чтобы промыть их, и вдруг почувствовала прикосновение очень мягких больших губ к своему лицу. В диком ужасе она отшатнулась от воды, и быстро стерев мыло, увидела в воде огромную голову большой рыбы с грустными, почти человеческими глазами. Лиза громко закричала от страха. Тогда рыба плавно перевернулась от берега к глубине. Последнее, что увидела потрясенная ассистентка, были мускулистые человеческие ноги, широкими взмахами рассекающие воду и исчезающие в темноте озера. От сильного переживания Лиза долго болела. Экспедиция ушла дальше в Тянь-Шань по запланированному маршруту. Лизу оставили в больнице города Намангана. В Москву она вернулась только через год. Всем говорила, что ничего не помнит. Через несколько лет горные пастухи кыргызы стали иногда видеть у озера Сары-Челек древнего старика с маленьким золотоволосым мальчиком.

@темы: Легенды, Озёра