18:09 

Водяной.

"На нем зеленое кимоно. На мне белое. И рукава завязаны сзади."
По поверьям вода "выталкивает" из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять справдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что "виновному" вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех "участников". Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка "вывести на чистую воду". Позже появился обычай бросать в воду ведьм (или вообще заподозренных во грехе): если со связанными руками всплывает, значит, виновен, если начнет тонуть — то надо спасать безвинную душу. В данной ситуации языческий обряд проверки на "чистоту и правдивость" был перекроен под христианские понятия о добре, зле, грехе и пр.
С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной "срастался" со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это "хозяин" ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.
Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев).
Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.
Будучи "хозяином", водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа "потустороннего" передавалась месту. Чем заботливей был "хозяин", тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в ничто, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.
Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой "дьявольского". На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — "слугой" или "хозяином" — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что "дух-хозяин" может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли "водяник", "водяной хозяин", "водяной черт", "дедушка водяной", "топельник", "волосатик", "навной".

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако, перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).
Подобно всем существам "иного" мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.
Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, "хозяин" кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.
Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется "хозяин", должна быть "живой". Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…
Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, "профессиональный" праздник (апостол Петр — "Рыболов", покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в "пиковые" моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).
Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. По весне, когда водяной просыпается злой и голодный, жертвой становилась лошадь; осенью же — гусь, который все лето ходил под опекой водяного (как водная птица). Вероятнее всего, в дохристианские времена приносились в дар люди, "понравившиеся водяному". В любом случае, водяной "насыщался" энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с "хозяином" накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его "домом".
Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов-"хозяев", не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.

©Тайгана


@темы: Мифические существа

   

Чистая магия воды

главная