Буханка хлеба с ртутью, пущенная в реку,
будет плыть по течению и остановится над тем местом, где лежит утопленник. (Повсеместно).
Выходя в море на рыбалку увидеть утонувшую собаку или кошку - дурной знак;
рыбаку лучше вернуться домой. (Уитби, Йоркшир)
будет плыть по течению и остановится над тем местом, где лежит утопленник. (Повсеместно).
Выходя в море на рыбалку увидеть утонувшую собаку или кошку - дурной знак;
рыбаку лучше вернуться домой. (Уитби, Йоркшир)
Весьма прискорбно, но не далее как в 1928 г. в Западной Ирландии люди не захотели спасать утопающего и позволили ему утонуть, поскольку верили, что река или море должны получать по одной жертве в год и вода отомстит тому, кто попытается отобрать у нее эту жертву.
Аналогичное суеверие существовало и в Шотландии, где несколько лет назад, когда один мальчик тонул в реке Росс, его братьев заставили отойти прочь от берега. Какой-то старик крикнул из толпы: "Оставьте его в покое! Никто больше не утонет в этом году. Река получила свое".
На Оркнейских островах еще пятьдесят лет назад владельцы лодок не просто отказывались выходить в море, чтобы спасать утопающего, но и снимали с лодок весла, чтобы никто другой не смог использовать их для этих целей. Вышеупомянутое гебридское суеверие привело к тому, что всех утопленников, выброшенных на берег, хоронят как можно ближе к ватерлинии, чтобы море смогло забрать их снова. Желание получать жертвы здесь приписывается реке Спей. Суеверие позволяет ей взять одну жертву в год.
Река Риббл якобы имеет своего духа по имени Пегги O"Нелл и на исходе каждого семилетия, в Ночь Пегги, удовлетворяется животным или птицей. Река Тис тоже имеет духа по имени Пегги Поулер.
Реку Форт суеверные люди называют "Глухонемой", поскольку она течет очень тихо, когда-то считалось, что шотландские реки сражаются между собой за человеческие жизни. Это поверье отразилось в следующих стихах:
"Прожорливая Ди каждый год берет по три,
А пригожей Дон не достался ни один.
Говорит Тиллю Твид:"У тебя вода стоит!"
Отвечает Твид: "Пусть твоя вода спешит,
А моя ленится - На одного твоего Два моих приходится!"
На берегах Твида считалось, что прожорливый дух этой реки успокаивается, когда воду и рыбачьи сети посыпают солью; и очень много шотландских пледов было принесено в жертву духу Ди вместо человеческих жизней. На побережье Норфолка считается, что если кто-то утонет в море, то из воды слышится его голос, и это предвещает шквал. То же самое поверье бытует в Норвежских фьордах. Кроме того, следует упомянуть, что нежелание спасать утопающих в связи с аналогичными суевериями отмечено также в Китае, России и на Шотландских островах.
Поверье о хлебе и ртути, некогда бытовавшее чуть ли не во всех британских землях, сохранило свою силу до сих пор. Не далее как в 1945 г. на Севере Англии этим способом пытались найти тело человека, пропавшего без вести; а в 1944 г. хлеб и ртуть подтвердили свою эффективность при поисках ребенка, утонувшего в одной из рек Южной Англии. Представьте себе: этим способом зачастую (случайно или не совсем случайно) удавалось установить приблизительное местонахождение утопленника. Есть сведения о том, что аналогичный ритуал с хлебом и ртутью существует у североамериканских индейцев. Источником этого суеверия, очевидно, является библейская цитата о жизни и ртути. Поверье о том, что человек тонет только после третьего погружения, лишено всякого рационального зерна. Завершая речь о духах реки, стоило бы сказать о том, что арабы, завоевавшие Египет, обнаружили там обычай во время ежегодного разлива Нила бросать в реку празднично одетую девушку в качестве жертвы, которую требовала река.
В устье реки Бонни (Нигерия) существует опасная песчаная отмель. Много лодок гибнет в этом месте каждый год. В связи с этим местные жители выбирают самого красивого из парней. В назначенный день его отвозят к отмели и сталкивают в воду. Затем лодка быстро удаляется, а его оставляют тонуть, как тонут люди в реках Ирландии и Шотландии.
читать дальше